Координируемое разнообразие пространственных форм в структуре зданий
Координируемое разнообразие пространственных форм в структуре зданий развертывалось в трех измерениях. Контрастные сопоставления обширных и затесненных пространств, высоких сводчатых и низких, придавленных тяжелыми кессонами плоского покрытия, создавали впечатление драматичной напряженности системы. На пересечении горизонтальных осей здания или на завершении его главной оси создавались цилиндрические или квадратные в плане пространственные объемы, завершаемые куполом, формирующим вертикальную ось — мощный акцент в системе интерьера. Окулос, опайон, — проем, раскрывающий вершину купола, усиливал эту ось потоками света и контактом с изменчивой далью неба. Помещения, составляющие пространственную систему интерьера, формировались как самодостаточные единицы, обладающие структурной завершенностью, но через проемы в стенах и ажурные преграды колоннад или аркад они связывались функционально и визуально. Сквозные перспективы, пронизывающие ряд помещений и обнаруживающие развитие системы в глубину, приглашали к движению, направляли его. Система в целом раскрывалась восприятию в движении и времени, через смену впечатлений, подчеркнутую и драматизируемую контрастами пространственных величин и градациями освещенности. Время становилось фактором восприятия, как бы развертывая систему в четвертом измерении. Осевая структура плана, если и не подчиняла себе однозначно временную последовательность пространственных ощущений, то входила в нее как ясно воспринимаемый направляющий фактор. Становление и усложнение осевых систем композиции интерьерного пространства в римской архитектурной революции связывалось, как можно предположить, с развитием представлений о времени и культуры его восприятия. К сожалению, в исследовании этой проблемы трудно продвинуться за пределы интуитивных ощущений и аналогий, трудных для однозначного истолкования. Очевидно, однако, стремление зодчих Рима связать организацию пространства и упорядоченность времени в сложных ритмических системах. На последовательность изменений пространственных величин накладывается в их композициях ритм пластических элементов оболочки, формирующей пространство.