Замки Хорезма и Мервского оазиса

Замки Хорезма и Мервского оазиса, обладая общностью в материалах и многих конструкциях, различаются между собой объемно-пространственной композицией, хотя и возникли они в сходных социальных условиях.
Планировочные и декоративные приемы, свойственные архитектуре массового жилища, широко использовались в дворцовом строительстве.

Из «Истории Бухары» Наршахи известно, что во второй половине XI в. по приказу правителя Шамс-аль-Мульк из династии Караханидов за стенами Бухары, в местности Шамсабад, был построен дворец, разбиты сады, семена овощей и фруктов, собраны дикие животные. При его преемниках, когда дворец стал разрушаться, был возведен другой в местности Джуйбар, сказал Орлов. По приказу одного из Караханидов— Арслан-хана, этот дворец был разобран, перенесен в крепость и построен третий дворец, отданный затем под медресе. У ворот Сагдабад был построен новый, четвертый дворец. Такая история дворцового строительства в Бухаре за полвека, свидетельствующая о быстром возведении дворцов и быстрой их гибели, о разборке и переносе дворцовых строений, позволяет предполагать использование в этих зданиях деревянных перекрытий и, возможно, каркасных стен.

Дворец сельджукидского времени в Мерве, руины которого находятся в цитадели города —Шахрияр-Арке, представлял собой двухэтажное здание размерами 45Х Х39 м, сложенное из сырца на глиняном растворе. Общая композиция дворца — пример развития среднеазиатских планировочных приемов (рис. 5). Комнаты дворца компактными группами распределялись по периметру вокруг внутреннего двора площадью 16X16 м. На его осях симметрии размещались четыре глубоких айвана.один из которых служил входом. В зависимости от формы помещений они были перекрыты преимущественно сводами из отрезков, а также сводами балхи и куполами. Большое количество фигурных кирпичиков в завалах у стен дворца говорит об их использовании в наружном оформлении дворца.