Известные улицы России

Зал, разделенный колоннами на пять поперечных и три продольных нефа, не имеет в архитектуре Средней Азии 5—8 вв. даже приблизительных аналогий. В храме Ак Бешима эта уникальная внутренняя организация логически исходит из общей структуры сооружения и находит совершенное художественное воплощение: в глубине среднего поперечного нефа, напротив входа в зал — высокая арка входа в «святая святых», украшенная декоративными колоннами и оборудованная боковыми выступами — «скамьями»; два поперечных нефа по сторонам среднего замыкаются колоссальными, восседающими на тронах-цоколях изваяниями; еще дальше по сторонам, в глубине боковых нефов — симметричные, меньшей высоты арочные входы в обходную галерею. Членения западной стены зала с тремя входами точно отвечают членению пространства зала поперечными нефами. Да и весь храмовый комплекс, замкнутый в длинный прямоугольник наружных стен, впечатляет цельностью замысла и исполнения, единством составляющих его частей. Его историческое значение очевидно, а художественное, по-моему, существенно превосходит обычный уровень примененной в нем традиционной схемы. Иное воплощение нашла эта схема во втором буддийском храме Ак Бешима, расположенном невдалеке от первого и датируемого его исследователем более ранним временем: 6—7 вв.391 Если впечатляющая сила архитектуры первого храма выражалась в последовательном развертывании меняющихся пространств и объемов по длинной продольной оси, то устройство второго храма — отчетливо центрическое и основано на системе трех вписанных один в другой квадратов. Внешний квадрат со сторонами длиной 38 м образовывали пахсовые стены; на СЗ стороне (здание ориентировано почти точно углами по сторонам света) из стены посредине выдвинуты парные пилоны глубокого портального входа глубиной около 7 и пролетом около 4 м. По удалению от фасада пилоны сужаются, их наружные углы слегка скруглены, а плоский потолок коридорообразного входа опирался на деревянные стойки, по три с каждой стороны, врезанные в пахсовые стены, оштукатуренные и украшенные росписями.