Перемычки соединявшие каменные опоры

Перемычки, соединявшие каменные опоры, вводили в мегали­тическое сооружение некое пространство, с которым связано текто­ническое напряжение конструкции. Но площадка, окруженная ка­менными монолитами, вряд ли осознавалась как «пространное те­ло», форма которого наделена значением и провоцирует определен­ные эмоции. Значащими были сами камни, одиночные и трилиты — попарно связанные перемычками вертикальные блоки. Информа­цию несли их взаимные отношения в пространстве. Подобным об­разом значащим элементом становился отдельный менгир — моно­лит, установленный вертикально, образуя ориентир в пространстве . Про­странство вокруг таких каменных монолитов ощущалось как под­чиненное полю сил, «излучаемых» массой. Такая концепция пространства не была, однако, абсолютно единственной на начальной стадии образования зодчества. В культу­рах, использовавших естественные пустоты — пещеры в скалах, — складывалось отношение к пространственным объемам как к пози­тивным единицам, «пространственным телам». Наиболее яркий пример — храмы Мальты, созданные культурой, относимой к не­олиту и «бронзовому веку» . Система их складывалась из пар обращенных друг к другу апсид; несколько таких пар объединялись осевым проходом. Древнейшие — как «Гипогеум» в Хал Сафлиени — созданы как система искусствен­ных пещер, выдолбленных в скале. Идея пространственного тела как объекта-цели, закрепленная в сознании подобным образом дей­ствий, была перенесена на магические постройки, где системы апсидальных зал,  Купить пескогрунт соединенных переходами, формировалась громад­ными каменными монолитами. Над их экседрами выкладывались ложные своды, переходы покрывались плоскими перекрытиями из плит . В этих системах очевидно стремление к упорядоченности, закономерной последовательности и связности пространственных элементов, но организованные объ­емы не складываются. Соотношения между соседствующими груп­пами случайны, интервалы между ними просто «погашены», зава­лены случайными обломками. Лишь перед главными входами соз­даны подобия фасадов — обширные вогнутые поверхности, как бы открытые экседры, с порталом в центре. Мальтийская версия, однако, была для ранней стадии развития зодчества почти уникальным исключением.