Чемоданы на колесиках

В разветвленной типологии взаимодействия искусств мы со­средоточиваем свое внимание на общих, межвидовых взаимодей­ствиях пространственных видов искусства, к семье которых отно­сится архитектура, представляя эти последние в виде своей раз­ветвленной многоуровневой системы. Основанием единства и взаимосвязанности системы межвидовых взаимодействий являет­ся морфологическое единство видов искусства и уникальная осо­бенность искусства в целом быть своеобразной моделью типа культуры как целого чемоданы на колесиках. Процесс взаимодействия искусств протекает в конкретно ­исторической культуре как на уровне видов искусства в целом, его отдельных школ и направлений, так и между отдельными произведениями, относящимися к одному или разным классам морфологической системы искусств. Взаимодействие на уровне видов происходит в сфере сложения художественных концепций и в сфере формообразования. Через сложный механизм художе­ственной жизни и культурного быта идеи, концепции и принци­пы формообразования одних видов воздействуют на развитие иных, родственных или неродственных видов искусства в грани­цах школ, художественных направлений, художественных эпох или их этапов. Наиболее общие и принципиальные идейно-образные и фор­мообразующие взаимные влияния видов искусства воплощаются в стилевые особенности и, таким образом, становятся стилеобра­зующими влияниями. Эти взаимные воздействия происходят на уровне видов искусства в целом. Как правило, они носят опосредо­ванный характер. Однако образно-концепционные и формообра­зующие влияния произведений одних видов на другие могут быть прямыми и непосредственными, аккумулируясь в поэтике конкрет­ных произведений и не распространяясь на другие произведения. Наконец, в конкретной композиции, где участвует ряд разных видов искусства, имеет место непосредственное композиционное воздей­ствие этих видов друг на друга, в результате рождается художест­венный ансамбль или произведение синтеза искусств. Таким обра­зом, выявляются три типа или уровня влияний пространственных искусств друг на друга или их взаимодействия с искусствами не­пространственными в контексте единой художественной культуры. Это, во-первых, влияния на уровне «духа эпохи», ее основных идейно-художественных позиций, и образных концепций. Это, во- вторых, формообразующие и стилеформирующие влияния и, на­конец, непосредственные композиционные. Последние могут быть и образными и формообразующими, но они не выходят за рамки конкретной многовидовой композиции, не становятся стилеобра­зующими.