«Фриндж» — самоорганизующаяся система

Пол Гаджин, художественный директор фестиваля с 1999 года, называет фестиваль «самым большим инкубатором артистов». Происходящее на «Фриндже» влияет на обстановку в сфере искусств во всем мире. Каждый год получившие лучший приём спектакли и мюзиклы ангажируются для гастролей в Нью-Йорке, Лондоне и других крупных городах. В 2005 году хиты, разочарования и сюрпризы трёхнедельной феерии описывали около 2000 журналистов и критиков. Выиграть самый престижный приз фестиваля, приз Перье, иногда называемый «Оскаром комедии», часто равнозначно мгновенному взлёту к вершинам популярности. Если вас интересует диван в стиле прованс купить в москве его можно.

Но фестиваль «Фриндж» — больше, чем просто исполнительское искусство. Это яркое воплощение инновации с открытыми исходниками в действии. Его организация — деловая задача огромной сложности в отношении как творческих решений, так и логистики. Кто будет участвовать? Как достичь идеального баланса комедии и драмы, музыки и театра? Кому какую площадку предоставить? Кто будет продвигать каждое представление? И вот что поразительно: ответственных за организацию фестиваля не существует — конечно, не в традиционном смысле слова. Хотя Гаджин носит звание художественного директора, он не решает, кто и где будет играть, и не влияет на конечную подборку спектаклей. «У нас нет художественных советников, нет комитета, нет какого бы то ни было руководящего органа, — объясняет он, — и все же каждый год приезжают экстраординарные исполнители, и состав программы фестиваля смещается в новом направлении».

Так что же приводит фестиваль в движение? Тщательно продуманная архитектура участия, где перемешаны необузданное творчество и дух непримиримого соперничества. Гаджин и его коллеги руководят крупнейшим и одним из самых влиятельных мероприятий в мире, делая его как можно более привлекательным для как можно большего количества участников — а затем позволяют участникам самим решать, что будет происходить. «Аналогия с программным обеспечением (с открытыми исходными текстами) интересна, — говорит Гаджин. — В сфере искусств каждый хочет быть куратором или творческим директором — это высший художественный пост. Здесь мы должны быть прямой противоположностью. Наша задача — абсолютно верно истолковать обстоятельства, продать событие как единое целое, сделать его как можно более гостеприимным для любого, кто мог бы в нем участвовать. Мы не можем курировать создание новых идей».