Мавзолей

Снаружи мавзолей из-за осыпей к нему зданий (в том числе мечети VIII в.) воспринимается более приземистым, чем был первоначально. В интерьере открываются истинные соотношения элементов его объема. Они настолько соразмерны, что даже некоторые дефекты и разрушения внутри не мешают впечатлению гармоничности интерьера. Огромный объем мавзолея не только не подавляет, но легко и незаметно переходит в купол. Восьмигранный, 16-гранный и цилиндрический ярусы сочетаются с едва заметными членениями между ними; цилиндрическая часть барабана без всяких членений переходит в купол, который составляет один объем с барабаном. Купол как бы приподнят размещенными на его поверхности декоративными нервюрами: исходя из углов восьмигранника, они еще более объединяют купол с барабаном.
Декоративное убранство интерьера сдержанно. Сохранились незначительные следы живописи на стенах синей и красной краской на белом фоне. Предполагается, что она первоначальная. Прямоугольники стен обрамлены плетенкой шестигранников. По верху стен проходила крупная надпись — белые буквы на фоне тонких растительных узоров (сохранились фрагменты). Судя по западающей кладке в нижней части стен интерьера, первоначально существовала панель, но материал ее остается неизвестным. С восточной стороны купола на фоне ганчевой резьбы кирпичом выложено имя строителя мавзолея — Мухаммеда ибн-Ат- сыза ас-Серахси.
Потери, происшедшие в период разорения Мерва гузами, а затем монголами, очень велики, особенно во внешнем облике здания. Значительно пострадала галерея: разрушилось большинство контрфорсов, потерян внешний купол, блиставший бирюзовой поливой облицовки, есть и другие утраты. Но даже и в таком виде мавзолей производит очень сильное впечатление громадой своего монументального и величавого объема среди теперь пустынной территории столицы среднеазиатских Сельд- жукидов. Это один из немногих памятников того времени, оставшийся в основной структуре несокрушимым после монгольского нашествия. Автор XV в. писал о нем: «Это одна из величайших построек царств вселенной и до такой степени прочна, что порча не может коснуться ее». Великолепное инженерное и архитектурно-художественное мастерство создали этому сооружению славу уникального произведения мировой архитектуры.