Стены здания
Стены здания выложены из сырца квадратной формы и облицованы с наружной и внутренней сторон обожженным кирпичом. Все перекрытия над продолговатыми комнатами и галереей (пролеты 3 м) сводчатые, сложенные из обожженного кирпича наклонными отрезками. Помещения, по форме близкие к квадрату (пролеты 2,75— 4,4 м), перекрыты сводами балхи.
Караван-сарай Дая-хатын дает обильный материал для изучения архитектуры Средней Азии. Планировка здания с функциональной стороны решена зрело, с учетом художественных возможностей для композиции фасадов. Группировка помещений вокруг внутреннего двора — прием, широко используемый в среднеазиатском зодчестве и для таких построек, как дворцы, мечети и медресе. Конструкции, многие из которых известны и в сырцовом строительстве, выполнены из обожженного кирпича с тщательностью, заметно повышающей художественные свойства здания. Декоративный прием—узорная кладка на главном и дворовых фасадах. Все эти качества выявлены здесь на уровне достижений архитектуры XI в. Однако зданию присуща и некоторая архаичность: крепостной абрис плана, отсутствие восьмигранного барабана в купольных покрытиях, освещение через отверстия в перекрытиях, наличие двухцентровой стрельчатой кривой, наряду с широким использованием четырехцентровой.
В первой половине XX в. существовали еще руины караван-сарая Рабат-и-Малик, находившегося на пути между Бухарой и Самаркандом. Судя по величавому главному фасаду, этот караван-сарай может быть причислен к значительнейшим творениям зодчих Средней Азии. Фасад Рабат-н Малика хотя и скомпонован по той же схеме, какая выявлена в главных фасадах караван-сараев Дая-хатын или Белеули, но уникален по своей архитектонике (рис. 9). На глухих боковых крыльях выложены по- луцилиндрические выступы, примыкающие один к другому и поверху соединенные ступенчатыми арками, подобно «гофрированным» стенам замков. Впечатление мощи зрительно усиливается гофрами, контрастирующими с изящными удлиненными нишами, украшенными узорной кладкой. Превосходная кладка из обожженного кирпича служит облицовкой в один —три кирпича сырцовых стен, за исключением портала, целиком сложенного из обожженного кирпича. Стены завершались карнизом в виде поясов с особой укладкой кирпича. Одна из угловых башен, судя по изображению 1841 г., была минаретом. Другая, как можно предполагать по симметричной композиции главного фасада, имела ту же форму. Портал подчеркнут рамкой из восьмиконечных звезд, выложенных из кирпича на ганчевом фоне, украшенном линейной резьбой. План здания без археологических работ остается невыясненным.