Бернская конвенция

Присоединяясь к Бернской конвенции, наше законодательство взяло на вооружение очень хорошее положение, по которому правовая охрана произведений архитектуры действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Истечение срока действия авторского права означает переход его в общественное достояние, что позволяет его свободное использование любым лицом без выплаты авторского вознаграждения наследникам. Однако при этом сохраняется право авторства, право на имя, право противодействовать любому искажению, изменению произведения, наносящему ущерб чести и репутации автора.

Как не вспомнить здесь противозаконное снятие скульптур в киевском Пассаже, изменение внешнего вида некоторых домов на Крещатике, — таких примеров множество. В данном случае наследники архитектора Анатолия Добровольского смело могут отстаивать свои права в судебном порядке.

Следует отметить, что готовый бизнес в Кемерово, авторское право возникает в результате акта создания архитектурного проекта и может быть зарегистрировано в любое время в течение срока охраны авторского права в официальном государственном реестре.

Как это сделать?

После подачи соответствующих документов государственного образца выдается авторское свидетельство. В дальнейшем, если возникает спор, регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства. Обладатель авторского права вправе помещать на каждом экземпляре проекта свой знак охраны авторства.

С момента регистрации авторского права, зодчий становится полновластным обладателем имущественных прав на произведение, а также, что важно, сохраняет право на подготовку всей последующей рабочей документации. Если заказчик решил поменять архитектора, то он обязан получить письменное согласие или отказ от продолжения проектирования с другим коллективом. Кроме этого, автор может претендовать на материальную компенсацию за разрыв контракта. О размере компенсации стороны договариваются в рабочем порядке, а в случае конфликта — в суде.

Такая практика хоть и с трудом, но входит в жизнь. В прошлом году, когда у инвесторов возникло желание сменить проектировщиков здания одного из крупных банков столицы, им пришлось заплатить устраивающую стороны сумму.